Вы здесь:   Статьи / Создание, запись и обработка звука / Обмен опытом /EQализация: устранение частотных конфликтов.
Каталог статей Мои статьи. Добавить статью!       
В даном разделе выкладываются статьи в которых делятся опытом, открывают "секреты" мастерства.

EQализация: устранение частотных конфликтов.



[h2]Начнем с того, что[/h2]

Зачастую новички сталкиваются с проблемой неслаженности своей музыкальной композиции: все инструменты по отдельности звучат хорошо, как надо, а в миксе получается невнятная «каша». А причина этого «недоразумения» в особенности строения нашего слухового аппарата, в так называемой слуховой маскировке.

[h3]Пара слов о слуховой маскировке[/h3]

Если инструменты имеют сходные (или пересекающиеся) частотные спектры, то более тихий тембр будет слышен хуже либо мозг слушателя вообще не сможет выделить этот сигнал. Представьте, как Вы стоите на перроне в метро и мило беседуете, а мимо проносится поезд с таким визгом, что Вы перестаете друг друга понимать. Дело в том, что частотный спектр нашего голоса пересекается с частотным диапазоном гула проезжающей электрички — вот Вам и эффект маскировки.

[h2]Есть проблема? Найди решение![/h2]

К превеликому счастью решение уже давно нашли и без нас, так что нам остается только пожинать плоды и радоваться. Решение это — эквализация.


[h2]Эквалайзер (EQ)[/h2]

Эквалайзер – инструмент корректировки амплитудно-частотной характеристики (АЧХ) аудиосигнала, то есть это прибор, позволяющий «ретушировать» исходный тембр путем изменения амплитуды его частотной составляющей.
Стоит, наверное, начать с того, что основных типов эквалайзера 2: графический и параметрический. Существует еще парагрфический (гибрид первого и второго типа) и шельфовый, который используется в основном при финальной обработке фонограммы, то есть на этапе мастеринга. В рамках этой статьи 2 последних эквалайзера рассмотрены не будут, ибо не те дебри.

[h3]Графический эквалайзер[/h3]

«Железные» графические эквалайзеры





[h2]Программный графический эквалайзер[/h2]
KarmaFX




Подобным образом выглядит графический эквалайзер в аппаратном и программном исполнении. Суть такого эквалайзера довольно проста: крайние полосы, как правило, представляют собой шельфовые фильтры


Фильтр Low Shelf(красная линия, крайний левый фейдер графического эквалайзера опущен вниз на -3 дБ) и High Shelf (синяя линия, в таком положении крайний правый фейдер поднят вверх на +6 дБ)

а все остальные имеют «колоколообразную» характеристику:



Ширина и частота каждой полосы запрограммирована в таком эквалайзере, поэтому данный тип не отличается гибкостью настройки и вмешивается в исходный аудиосигнал довольно-таки грубо. Поэтому оставим это чудо техники тихо посидеть в сторонке и перейдем к следующему, более важному для нас, типу эквалайзера — параметрический.


[h2]Параметрический эквалайзер[/h2]



Данный тип эквалайзера имеет куда более гибкие настройки каждой полосы в сравнении со своим «собратом»:

  • Frequency (Freq)- частота полосы
  • Параметр Q — ширина полосы или «добротность»
  • Gain — уровень усиления (ослабления) выбранной полосы в децибелах (дБ)


    Параметрический эквалайзер — находка для решения такого рода задач как устранение частотных конфликтов, так как возможность выбора частоты для корректировки просто необходима. Итак, обо всем по порядку.


    [h2]Краткий обзор 3-х параметрических EQ[/h2]

    Вы никогда не имели дела с эквалайзером? Как раз на этот случай я представлю Вам хорошие (на мой взгляд) программные EQ.

    Примечание: представленные ниже эквалайзеры являются плагинами стандарта VST/RTAS/DX или AU (Mac), требующие наличие хоста (программного секвенсора): Cubase/Nuendo, Sonar, Ableton, Logic Pro, Pro Tools, FL Studio и т.д.

    Sonnox Oxford EQ



    Это «классика жанра» в мире программных параметрических эквалайзеров. Sonnox Oxford имеет 5 секций настройки соответствующих 5 полос, 2 из которых фильтры – High Pass (фильтр высоких частот) и Low Pass (фильтр низких частот).

    Low Pass (красный) и High Pass (синий)

    обладающие весьма неплохой крутизной – 36 дБ на октаву (этого вполне достаточно в большинстве случаев). Имеется 2 блока настроек и кнопки «A» и «B» по центру для быстрого переключения между вариантами этих настроек.

    Из «-» я бы отметил следующие:
  • Отсутствие анализатора спектра (но это не критично для EQ)
  • Оба фильтра имеют ограничения по частоте среза, НЧ фильтр 0-400 Гц,
  • ВЧ фильтр 1000-20 000 Гц, что не всегда удобно.


    EQality от DMG Audio



    Довольно неплохой эквалайзер c тремя фазовыми режимами (с фазово-частотной характеристикой эквалайзеров при желании можно познакомиться (ссылка на внешний сайт) ), хорошим спректроанализатором с высоким разрешением, с шестью полосами и 2-мя фильтрами с потрясающим срезом в 48 дБ на октаву. Имеется возможность отката изменений (Undo, Redo), сохранения и загрузки пресетов, а также гибкие настройки интерфейса. Грузит ЦП слабенько, так что можно смело цеплять его хоть на каждую шину в микшере.

    Из минусов я бы отметил то, что при миксдауне (рендеринге) в аудиофайл обработка и автоматизация параметров этого эквалайзера куда-то пропадает. Возможно проблема только у меня, но я бы настоятельно рекомендовал проверить этот эквалайзер перед использованием на наличие подобного дефекта.

    FabFilter Pro–Q



    Лично его использую, очень доволен. Можно создать до 24 полос (включая фильтры LP и HP), эквализировать левый и правый каналы по отдельности, имеет 2 блока настроек (как Sonnox) и прекрасный анализатор спектра работающий в двух режимах: Pre-EQ (до обработки эквалайзером) и Post-EQ (после обработки, соответственно). Недостатков, простите, не выявил. Нет, вру я, честному человеку придется выложить за это чудо 150 евро (если это, конечно, можно назвать недостатком).

    К сожалению, все эти 3 EQ являются платными, а в качестве бесплатного Вы можете попробовать ReaEQ, входящий в состав пакета ReaPlugs VST FX Suite от компании Cockos (создателя рабочей станции REAPER)

    Теперь у Вас уже есть из чего выбрать, поэтому приступим!


    [h2]Устранение частотных конфликтов[/h2]

    [h3]Бас и бочка[/h3]

    Самый распространенный случай – это конфликт баса и бочки, на этом примере и разберем «что к чему». Подобный конфликт не может быть даже частично решен путем панорамирования (удаление двух инструментов друг от друга в пространстве, т.е. по левому и правому каналам), так как оба этих инструмента должны находиться по центру. И решения остается 2: SideChain-компрессия (в интернете достаточно много познавательных материалов на эту тему), позволяющая приглушить бас в момент атаки бочки, и эквализация, когда подобный «кач» (как при SideChain) просто не нужен.

    Можно, конечно, изначально подобрать такие бас и бочку, которые не будут конфликтовать друг с другом. Но вот другое дело, когда нравится именно этот бас и именно эта бочка, тут эквализация — глоток чистого воздуха.
    Для начала эквализации в разрыв (Insert) баса и бочки необходимо «повесить» по эквалайзеру (что, надеюсь, не вызовет затруднений) и включить анализатор спектра (в цепи — после EQ), либо уши, если вы доверяете своему безупречному слуху, а лучше и то и другое. Если в вашем эквалайзере нет встроенного спектроанализатора, я бы посоветовал использовать SPAN от Voxengo – хороший (а самое главное бесплатный) анализатор, ознакомится с которым вы можете тут (ссылка на внешний сайт) .



    На этом снимке изображен процесс работы анализатора при параллельном включении. В таком режиме SPAN способен анализировать два аудиосигнала в одном окне, что несомненно удобно. Подобное Вы сможете повторить и у себя дома, это совершенно безопасно, и даже полезно! Здесь сказано, как это сделать.

    Итак, перед нами 2 спектра (слева спектр баса, а справа бочки):


    Так как бочка с ярко выраженной низкочастотной составляющей (крайний большой горб), погасив которую мы потеряем всю динамику оной, задача становится сложнее. Если подобрать горб в районе 150 Гц (второй малый горб), можно потерять характерный пинок бочки и получить бубнящую болванку.
    Исходя из того, что в проекте есть саб-бас, занимающий полосу до 90 Гц, мы подберем у баса все ниже 90 Гц и узкой полосой (вырезаем всегда узкой полосой!) режем у баса 150-160 Гц (Чуть правее горба). Это будет выглядеть примерно так:

    Примечание: конфликт саб-баса и бочки в данном случае был устранен с помощью SideChain-компрессии.

    У бочки можно выделить характерный щелчок для лучшей читаемости в миксе. Чтобы понять, где этот щелчок находится, необходимо создать узкую полосу в районе 1000 Гц, поднять ее на 6-9 дБ и пройтись этой полосой до 2000-3000 Гц (редко чуть выше), вы должны его услышать. Определив то самое место, где «спрятался» клик бочки, опускаем полосу до 2-4 дБ (главное не переборщить) и делаем ее чуть шире:


    Необходимо запомнить 2 очень важных правила:
  • Вырезать необходимо узкой полосой, добавлять широкой, причем, чем выше частота, тем шире полоса (меньше параметр Q);
  • Выполняя эквализацию инструментов при сведении материала, старайтесь сначала вырезать (фильтровать), а уж потом поднимать частоты.


    Устранение конфликта баса и бочки методом эквализации дело не всегда простое, зачастую требующее творческого подхода. Если «горбы» этих инструментов сильно перекрывают друг друга, возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может испортить весь микс.


    [h3]Конфликт баса и инструментов среднего частотного диапазона[/h3]

    В среднем частотном диапазоне находятся практически все инструменты и многие из них имеют низкочастотную составляющую (гулы и шумы), которая может конфликтовать с басом. Поэтому у многих можно подрезать низы без ущерба звучанию партии в миксе.
    Создаем Low Pass фильтр на выбранном инструменте, нажимаем «Play» и начинаем прибирать низы до тех пор, пока вы не почувствуете изменений.

    Примечание: в данном случае не используйте слишком большую крутизну среза (36 или 48 дБ), чтобы оставалось что то вроде «кроссфейда» спектров.

    Главное чтобы партия звучала «как надо» в миксе, а не отдельно, именно поэтому мы режем низы при воспроизведении. Как только вы почувствуете, что тембр начинает терять плотность, остановитесь и сделайте небольшой откат. Таким образом, можно поработать со многими инструментами и устранить большинство конфликтов в нижней середине.


    [h3]Частотные конфликты инструментов[/h3]

    Со всеми остальными инструментами дело обстоит куда проще, чем с басом и бочкой, хотя бы только потому, что можно панорамировать эти инструменты в разные каналы, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. После этого их можно эквализировать, исходя из их положения в пространстве.


    [h3]Несколько слов о «нише» для вокала[/h3]

    Если в Вашей композиции присутствует вокал, то для него необходимо освободить место, иначе конфликт с инструментами среднего частотного диапазона просто неизбежен. Благо вы уже знаете, что такое анализ спектра и как его применить при эквализации. Почему именно освободить место, а не прибрать в некоторых местах сам вокал? Дело в том, что вокал эквализируется минимально и очень осторожно, вырезаются в вокале чаще всего низы (до 150-200 Гц) и небольшой участок в районе 1000 Гц, чтобы устранить неприятный «носовой» призвук.

    [h3]Подводя итоги[/h3]

  • Перед эквализацией инструментов выполните панорамирование, пользуясь одним очень важным правилом: чем выше частотный диапазон, занимаемый инструментом, тем дальше от центра его можно панорамировать. Важно знать: панорамировать можно все, кроме баса, бочки и основного вокала.
  • Начните устранение частотных конфликтов с баса и бочки, постепенно переходя к более «высоким» инструментам.
  • При анализе спектра выделяйте его сильные части. Визуально они проявляются в виде «горбов».
  • Если «горбы» баса и бочки сильно перекрывают друг друга, возможно, стоит задуматься о смене бочки, эквализация в подобном случае может испортить весь микс, лишить его напористости.
  • Вырезать частоту следует узкой полосой, а добавлять — широкой.
  • Отфильтровав низы инструментов среднего частотного диапазона можно устранить большинство конфликтов в нижней середине.
  • При работе с вокалом важно освободить под него место в миксе, а ни в коем случае не наоборот.
  • Эквализация – вмешательство в АЧХ инструмента/тембра, будьте осторожны – знайте меру.
  • Не выполняйте всю эквализацию «от и до» в одну сессию, давайте ушам отдохнуть, они быстро привыкают к звучанию (к «неправильному» в том числе).
  • Если к какому нибудь инструмент приходится применять много эквализации, задумайтесь, возможно этому инструменту не место в миксе.


    Важно: в некоторых моментах данной статьи отражена субъективная точка моего зрения; все описанное здесь не аксиома и имеет познавательный характер.

    Друзья, коллеги, успехов Вам во всех творческих начинаниях!


    Автор материала HungryGod (ссылка на внешний сайт)






    Видео по теме:


  •  


    Источник: автор HungryGod http://habrahabr.ru/users/HungryGod/ http://habrahabr.ru/post/141730/


    Эквализация, эквалайзер, EQ, микширование, сведение

    2
      Оценка


     


    Обсуждение статьи.

    Вячеслав
    Не выполняйте всю эквализацию «от и до» в одну сессию, давайте ушам отдохнуть, они быстро привыкают к звучанию (к «неправильному» в том числе).


    Иногда помогает избавится от "замыленности/усталости" ушей сравнение/прослушивание какой либо эталонной записи...
    Michaelrus
    Вячеслав,а еще помогает просто тишина...Прогулка на св.воздухе...Или просто закрыть проект(сессию) на несколько дней...


    Фонограммы под заказ
    Пишите в ЧП
    E-MAIL:
    или ВКонтакте
    Jeckmusik
    Цитата:
    давайте ушам отдохнуть


    Ох, как верно! По себе знаю: делаешь-делаешь микс, вроде всё хорошо,
    а на утро прослушаешь на "свежие" уши
    и удивляешься: кто сделал это "Г"?!!!


    ______"Всё - приходяще, а МУЗЫКА - ВЕЧНА!"______
    Magnusstudio
    Сто пудова!!! Поэтому в идеале нужно что бы работали 2 человека. Аранжировщик писал партии, а звукооператор сводИл материал. Потому как бывает, что аранжировщик невзначай прячет второстепенные партии слишком далеко в миксе. Он знает что она есть и слышит её, а на самом деле они слишком не четкой может оказаться. Поэтому второй человек всегда может трезво оценить ситуацию.

    Не увидел в статье, на какой частоте и насколько нужно освобождать место под вокал? А то статья про эквализацию, а такой вопрос не узрел...


    Качественные минусовки и аранжировки на заказ.
    www.magnus-studio.com @minusovkinazakaz magnusstudio76@gmail.com
    Michaelrus
    Материал великолепен...Многое об этом писалось и говорилось в видео школах,например от Andy Vax ...Многое упущено,но это и понятно.Обо всем в трех строках ни расскажешь...Статья очень нужная...Многие впервые увидят картинки и плагины, и возможно пройдут дальше,так как считают что им это не нужно...Все сделают за Нас...
    А на счет отдыха,я приветствую-это действительно так..Уши "замусоливаются" пока пишется проект...
    Где то есть у меня частотная характеристика музыкальных инструментов и духовых в том числе (живых, не засемплированых в студии или др.образом!)
    Это для тех кто хочет записать Вокально инструментальный коллектив..
    Скажу Вам,Ребята,-это намного труднее чем кажется по сравнению в работе с синтезом...
    Желаю Успехов в познании..Ждем новых интересных статей..


    Фонограммы под заказ
    Пишите в ЧП
    E-MAIL:
    или ВКонтакте
    ferdinal
    от замусоливание ушей есть хорошая прога она быстро востанавливает уши Sample Magic Magic AB v1.1 (ссылка на внешний сайт) а на счёт записи коллектива инструментально [Скажу Вам,Ребята,-это намного труднее чем кажется] это мягко сказанно
    сер иванович
    Всем приветик! Прошу у специалистам совет- хочу себе купить микшер типа XENYX 1204FX (Behringer-а в добавок к нему хочу добавить Компрессор
    Конвертор сигнала
    Контроллер
    Кроссовер
    Предусилитель
    Эквалайзер
    Эксайтер
    Эффект-процессор--Совет-Какие нужны для вокала-для микрафона и ноотбука-просто я видел у одной певице -все собрано в один чемоданчик-а звук и голос по моему аппарату КЛАСС--там кроме микшера и микрофона какие-то маленкие апаратики были...помогите чтоб не тратить зря денги и время!!!!
    Калина
    Серога
    Эффект-процессор--Совет-Какие нужны для вокала-для микрафона и ноотбука-просто я видел у одной певице -все собрано в один чемоданчик-а звук и голос по моему аппарату КЛАСС--там кроме микшера и микрофона какие-то маленкие апаратики были.

    TC-Helicon VoiceTone Create XT такая есть машинка и в чемоданчик влезит


    Проигравший сейчас
    Позже будет победителем,
    Потому что времена, они меняются!!!!
    ..Боб Дилан..
    ferdinal
    1204FX (Behringer не советую брать почитайте на форумах за него в основном негатив
    евген288
    Цитата:
    1204FX (Behringer
    Я СОГЛАСЕН ЧТО ПУЛЬТ ЛУЧШЕ НЕ БРАТЬ Я ПОЖАЛЕЛ ЧТО ВЗЯЛ
    mitrjuxin
    столько прибамбасов с беринжеру . стоит ли он этого?


    Добрый вечер, молодые люди, Здравствуйте, горячие сердца!
    В паспорта заглядывать не будем, Молодости нашей нет конца.
    ferdinal
    вот этими прибамбасами берут и по цене я перед новым годом взял BEHRINGER XENYX QX1622USB завтра повезу менять у него с новья один регулятор на канале зашумел а это только начало .да и для (сер иванович) я думаю такая машинка со всеми этими посылами да приблудами не нужен да и встроенный ревер звучит не ах
    Myhail1962
    Всем доброго времени суток!Насчет устранения частотных конфликтов согласен,но есть еще один метод.Попробуйте Waves track spacer-прелестная вещица,скажу я Вам.Ну а насчет микшера,да еще и с прибамбасами,то переходите господа на цифру.Спросите на какую -отвечу.
    gorevalex
    Цитата:
    Всем приветик! Прошу у специалистам совет- хочу себе купить микшер типа XENYX 1204FX (Behringer-а в добавок к нему хочу добавить Компрессор
    Конвертор сигнала
    Контроллер
    Кроссовер
    Предусилитель
    Эквалайзер
    Эксайтер
    Эффект-процессор
    Вот совершенно точно вам ответили))))
    Цитата:
    для начала я бы посоветовал вам поинтересоваться, что обозначают выше перечисленные вами слова
    А вообще - если ОЧЧЧЧЕНЬ НАДО)))) - покупайте сразу Behringer X-32 или Allen&Heath Q-24. Там всё это есть, и даже больше. А заодно и денег сэкономите)
    Серога
    клева две сямсот еврами!


    Проигравший сейчас
    Позже будет победителем,
    Потому что времена, они меняются!!!!
    ..Боб Дилан..
    Артур Лысый
    Цитата:
    А вообще - если ОЧЧЧЧЕНЬ НАДО)))) - покупайте сразу behringer X-32 или Allen&Heath Q-24. Там всё это есть, и даже Больше. А заодно и денег сэкономите)

    Точно!!! Как раз необходимый минимум для работы в кабаке!!!
    Калина
    Sерый Волк
    Цитата:
    там кроме микшера и микрофона какие-то маленкие апаратики были...помогите чтоб не тратить зря денги и время!!!!

    Пока существует форум скучно не будет точно! Опишите подробнее чемодан!


    Не беспокойтесь о том, что делаю я.
    Беспокойтесь о том, почему вас это беспокоит.
    Таня Штерн
    Главное, чтобы был голос, остальное приложится ))) а если его нет - никакие "прибамбасы" не спасут и не надо даже денег тратить на них...))) Те, у кого голос, используют минимальную обработку вокала, совсем чуть, им "чемоданы" не нужны, и даже "чемоданчики" ))) все их "прибамбасы" уложатся в "Косметичку" ))))


    Не бойся делать добро людям, - когда-нибудь оно вернётся к тебе вдвойне!
    (Т.Штерн)
    Альбом ко Дню Победы
    yurii67
    Цитата:
    все их "прибамбасы" уложатся в "Косметичку"
    P
    Золотые слова По мере того ,как подтянул вокал ,все накопленные прибамбасы стали потихоньку оставаться дома и тихо пылиться в уголке.
    Chergenych
    Пою 30 лет с постоянным "продвижением вперёд". Использовал только лишь процессор эффектов. Но кода недавно приобрёл DBX 166, то вокал зазвучал намного лучше, чище, более разборчиво. Петь стало комфортнее, легче, особенно на тихих и низких звуках. До этого иногда работал на микшерах со встроенными компрессорами, но отдельный прибор звучит на голову лучше! Так что я доволен тем, что чей-то "запылённый в уголке прибамбас" так облегчил мне работу.
    АгентПавлиныч
    Ага,еще скажите Филипп Киркоров поет в микрофон, подключенный напрямую в активную акустику...Нет, минимум все равно должен быть....


    Дарите радость людям и они всегда будут Вам благодарны.....
    gorevalex
    Вопрос в другом - поёт-ли вообще?.....или faneera????
    yurii67
    Цитата:
    Нет, минимум все равно должен быть....

    Со всего набора остался TC helicon VoiceLive.Хватает с головой (первое время собирал отдельные процы ,вот они и пыляться,распродаються)
    DBX 166 - отличный прибор,отрабатывает себя на 100%
    АгентПавлиныч
    Сам пою в VoiceLive... за глаза....


    Дарите радость людям и они всегда будут Вам благодарны.....
    gorevalex
    В Геликоне напихано обработки, если уж на то пошло. Эквалайзер, ревер, компрессор и ещё кое-что. По этому и хватает за глаза.
    АгентПавлиныч
    Да в общем-то да, присутствует всего понемногу, только рулится боле-менее ревер с дилеем, эквалайзер наверно в ноле и компрессор с фиксированными функциями.А так петь можно, как сам нарулишь, все лучше, чем совсем-то ничего...


    Дарите радость людям и они всегда будут Вам благодарны.....
    Федя Загибалов
    эт в какой именно модели?
    АгентПавлиныч
    TC-Helicon Voicelive Play GTX Вокальный гитарный процессор эффектов гармонайзер голосовая обработка - у меня вот такой...вполне устраивает + гитара обрабатывается....


    Дарите радость людям и они всегда будут Вам благодарны.....
    Гости не могут добавлять комментарии, войдите или зарегистрируйтесь.
     
     
    Блок пользователя.
    Логин:
    Пароль:

    Забыли пароль? Зарегистрироваться.
    Реклама
    Огонь и дым На виски' - на твои - золотые Незаметно коварно лёг пепел
    На глобусе следы Широтами повенчаны И в поисках руды Кострищами отмече
    Вспоминаю те дни А жизнь продолжается
    Дарите женщинам цветы Минуты радости просты - Дарите женщинам цветы Дарите женщ
    Первый В деревне на душистом сеновале Простой мальчишка наблюдал з
    На кровавом сердце века Все уйдут а я останусь На кровавом сердце века Вечно слов
    Разлука бездонная Разлука бездонная в сердце моём Осталась свечой за любви уп
     В раздел "Поэзия"
    Журналистам вход бесплатный - Event Dj BЕкатеринбург готовится к битве лучших диджеев...
    Пианистка Марина Яхлакова дала интервьюПианистка-виртуоз Марина Яхлакова побеседовала...
    Интересно!
    На сайт я пришел(ла) за...
    Минусовками.
    6436 - 59%
    Общением!
    1954 - 18%
    Сценариями...
    1321 - 12%
    Информацией о праздниках.
    1279 - 12%
    Всего ответов: 10990
    Комментировать(235). Другие опросы
    Эфир форума
    Авторские права. Спасибо за мнение
    всем маководам просьба!!!!. А Вы не рассматривали плагин MiniLyrics Он сущес
    Продам комплект звука HK Lucas. Продано Можно закрывать тему
    Shure Beta58A. Ещё один = 12500р
    Голова Shure Beta58A. Актуально
    музыка для фокусов. Иллюзион для фокуса
    Год семьи. Сценарий.Ищу.. Тоже присоединюсь Очень-очень нужно
    Гороскоп 2024. Близнецы- положительные перемены в личной жизни и
    КАК встречать. КАК ВСТРЕЧАТЬ Зеленый Деревянный Дракон — символ
    Статистика
    ПравилаОбратная связьПравообладателямПоддержка сайта
    Наверх ↑